На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь сегодня

13 980 подписчиков

Главное - не переуSERBствовать: как усмирить недовольных свободой мнений

Активисты движения SERB в воскресенье сорвали показ фильма про войну на востоке Украины "Полет пули" на фестивале "Артдокфест", распылив в кинозале пахучую жидкость. Их задержали. Но теперь сторонники разных лагерей призывают полицию наказать друг друга по заслугам. Организаторы фестиваля просят разобраться с хулиганами, а движение SERB - с теми, кто собирался показывать спорный фильм о Донбассе.

Ирина Фиш - о том, как и кто должен обозначать границу свободы мнений.

В России нынче проходит масштабное мероприятие под названием "Артдокфест" - международный фестиваль авторского документального кино. Его цель – развитие документального киноискусства, живого кино, которое является "плодом художественного подвижничества", как записано в манифесте фестиваля. Заявляется также, что это кино не для всех. Оно не для масс, оно для индивидуальностей, поскольку действует подспудно и понять это могут единицы, для них это - привилегия. Об этом тоже записано в манифесте. Еще одна цель фестиваля – сделать достоянием профессиональной аудитории и заинтересованной публики образцы документального кино, его эксперименты и достижения. В результате документальное арт-кино будет введено "в круг актуальной культуры и станет предметом осмысления и обсуждения в культурной среде".

Фестиваль проводится только для избранной публики, и никак не может заинтересовать широкие народные массы. Эдакое небольшое мероприятие для интеллектуальной элиты. И действительно. Фестиваль идет уже 10 лет в Москве, с 2014-го года еще и в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а посещают его всего около 20 тысяч человек. Из 18 миллионов граждан, живущих в этих городах (официально). При этом о нем мало кто знает, несмотря на то что его рекламируют даже на центральных телеканалах телевидения. Во-первых, изначально заявлено, что это кино не для всех. Авторское, неигровое и очень художественное, отражающее взгляд автора на проблему, которая его волнует. На самом же деле "широкие народные массы" любят документальное кино, именно поэтому так популярны соответствующие телеканалы. Но вряд ли кто поедет в Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург в декабре и в Ригу в сентябре для того, чтобы его посмотреть и оценить глубокий художественный замысел авторов. Для этого нужно очень любить это искусство. Поэтому в залы, где проходят показы, народ не ломится, как не собирают стадионы концерты классической музыки, хотя филармонии и театры оперы и балета отнюдь не пустуют. А во-вторых, это кино слишком специфично, ибо специфичны взгляды его организаторов, которые проводят отбор фильмов, и взгляды создателей фильмов. Боюсь, что очень небольшое число людей их разделяют.

Конечно, хотелось бы, чтобы хорошего документального кино было побольше и слой "культурной среды" был потолще, а актуальная культура интересовала бы как можно больше индивидуальностей. Но не всегда получается. Поэтому лишний пиар и промоушен никогда не помешают. Поэтому и действовать надо на стыке – не превратить подобное мероприятие в совсем крохотное и заметное лишь небольшой части культурной элиты страны, но в то же время обеспечить некоторую массовость. Спонсоры – это, конечно, хорошо, но неплохо было бы, чтобы и публика приносила деньги.

И да. Билеты продаются. Но публика все равно на киносеансы не рвется. Например, на показ в Каро.арт в Москве эстонского фильма Алены Суржиковой "Снег в Красной поляне" за 3 часа до начала сеанса продано аж 3 из 170 билетов. Но ничего, перед началом сеанса, наверное, расхватают. А тема фильма очень интересная: автор из Эстонии повествует "о северных оленях, нефти, политике и поэзии. В нем рассказывается история Юрия Веллы, ненца, оленевода и поэта, который живет в тайге, в Западной Сибири, и пытается доказать, что даже в одиночку человек может противостоять огромной силе, разрушающей окружающую среду и быт коренных народов" (цитата из анонса фильма).

Для того чтобы залы были полные, чтобы люди могли приобщиться к высокому искусству, должна быть серьезная "реклама". Например, хороши в этой ситуации всяческие скандалы.

Пару недель назад в прессу просочилась информация о том, что на фестивале будет показан фильм, оправдывающий и сочувствующий антитеррористической операции на Донбассе. Тему обсудили, повозмущались и благополучно забыли. Но не организаторы фестиваля. Они, что говорится, соломки подстелили.

Вот как говорит об этом президент фестиваля Виталий Манский:

Когда поднялась шумиха, я пересмотрел картину и не обнаружил там ничего… Ну, там какие-то буквально детали. Потом мы показали юристам. И даже после заключения юристов мы еще на всякий случай решили заблюрить шевроны у людей, появляющихся в кадре, хотя на этих шевронах не было тех знаков, которые запрещены в Российской Федерации. Ну, мы просто… Понимаете, в Российской Федерации так быстро все меняется, что лучше просто заблюрить. Потому что фильм не про шевроны, не про флаги, не про знаки и не про партии, а фильм про то, что люди из мирной жизни, из мирных профессий в нашем, как до последнего времени утверждалось, братском государстве Украина оставили свои дома и отправились защищать с оружием в руках свою Родину, целостность своей Родины.

Действительно. Фильм о том, как молодой режиссер, горячий патриот Украины, живший в Крыму, после событий убыл в Киев, а оттуда рвался на передовую, но его не допускали. Поэтому он вступил в добробат, но не тот, а другой, санитарный, который вывозил раненых и убитых с фронта. И снимал все это маленькой камерой – смерти солдат, жизнь в зоне войны. Наверное, этот фильм хорош. Но не уверена, что взгляды автора фильма и президента фестиваля разделяет большинство граждан России. Да, по закону никаких проблем нет, вряд ли в фильме есть экстремизм, насилие и прочие уголовно наказуемые дела. Просто показана война. Той стороны. Там люди страдают, там их убивают, там плачут матери. И это правда. Потому что война убивает и калечит судьбы с обеих сторон, тем более гражданская война.

Но в фильме показана та сторона. И сочувствовать, судя по содержанию, надо им. И как раз это и не понравилось патриотичной части общества. Фильм прошел экспертизу юристов. Показать его решили на территории, которая не находится в юрисдикции России, а именно – в чешском посольстве. Но в итоге его показ отменили вообще. На всякий случай.

Кстати, в этом посольстве уже третий год в последние 2 дня фестиваля "показывают" особенные фильмы. Это называется "последние два дня свободы". Ведь только в Европе художникам можно быть по-настоящему свободными. Эти фильмы там никто не снимет с показа, как, скажем, фильм "Мустафа", который не стали демонстрировать в кинотеатре "Каро 11 Октябрь" 7 декабря, а затем Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД по городу Москве вежливо попросил представить этот фильм в связи с "возникшей служебной необходимостью".

А вот на показ фильма "Полет пули" (уже другой фильм тоже о войне в Донбассе) о потерях украинских военных в АТО ворвалась группа идиотов, распылила в зале пахучую жидкость и устроила бардак. Идиотами оказались активисты движения SERB, радикалы и экстремисты, которые накануне 8 декабря на очередной выставке фотографа Джока Стерджеса "Без смущения 2.0" облили одну из фотографий "неизвестной жидкостью". Кстати, злоумышленников задержали. И правильно сделали. Потому что подобные методы очень напоминают то, что использовали революционеры в соседней стране, не говоря о том, что это просто мерзко и противно нормальному человеку.

В нашей стране любой человек имеет право на личные взгляды, которые он может выражать различными законными способами, не входя в противоречие с уголовным и административным кодексом. И режиссер Манский тоже имеет право сочувствовать сторонникам "единой Украины". Он ведь уроженец Львова, и его племянник, между прочим, воюет в АТО. Означает ли это, что государство должно его преследовать? Нет, конечно. Пока он действует в рамках закона - ни в коем случае.

Активисты движения SERB тоже имеют право на собственные взгляды. Тем более, что его активисты поставили себе цель не допустить майдан в России. Цель прекрасна, я ее полностью поддерживаю. Но вот методы никуда не годятся. Нельзя так действовать. Все эти обливания, метание снарядов и сарделек, брызганье зеленкой создают пострадавшим ореол мучеников, страдальцев за правду и привлекают к ним еще больше сочувствующих. Не говоря о том, что эти методы "борьбы" просто не цивилизованные, вызывают отвращение у нормальных людей и находятся на грани законности.

В любом обществе, кроме юридических законов, существуют законы социальные, которые рано или поздно переходят в правовые нормы. Или не переходят, оставаясь законами общества. В нашем законодательстве нет мер, противодействующих показу подобных фильмов или выступлениям детей в Бундестаге. И это правильно, потому что период запретов страна уже пережила. Граждане могут придерживаться любых взглядов. В том числе и сочувствовать тем, кто развязывает гражданские войны, тем, кто пришел в нашу страну агрессором, пострадал от русского противодействия, а сейчас стал "невинной жертвой" злодеев в "так называемом Сталинградском котле". Не может государство их наказывать, а вот общество отреагировать обязано. По своим законам.

Возмущение общественности тоже понятно. Народ не любит, когда рушат историческую память, когда оскорбляют память дедов и прадедов, унижают страну. Но дикие методы SERB тут не годятся совсем, потому что приводят к противоположному результату. Искать способы нужно в других местах, а для начала нужно хотя бы осознать проблему.

Как может снимать кино человек, который считает правильным устроить теракт в Крыму, да так, чтобы "Россия вздрогнула"? А ведь этому режиссеру сочувствует почти вся творческая интеллигенция. Пишет письма президенту, заявляет на различных площадках. И вот это пугает больше всего. Потому что идет вразрез с мнением общества. Но оно пока молчит.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх