На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь сегодня

13 977 подписчиков

Роковой маршрут: поезд поглотило болото

В три часа ночи поезд подходил к насыпи через овраг. Шел проливной дождь. Машинист ничего перед собой не видел. Впереди была воронка – размытое полотно провисло над болотом. 30 июня 1882 года на участке Московско-Курской железной дороги произошла кровавая катастрофа.

Пассажиры в 14 вагонах спали, когда паровоз ударился о поднятые в месте разрыва рельсы. Вагоны налетали один на другой и падали в заболоченный овраг. Сверху их заваливала земля с насыпи. Кондуктора давили на тормоза. Четыре вагона оторвались от состава. Это спасло тех, кто в них ехал.
Ехал в гости к дяде…
Погибли 42 человека. Их тела в залитых кровью обломках поезда две недели доставали из болота. Вместе с санитарами работал журналист Владимир Гиляровский. Все, что видел, описывал в газете "Московский листок". Признавался, что его полгода преследовал трупный запах. Трагедия получила известность как Кукуевская железнодорожная катастрофа (произошла недалеко от деревни Кукуевка). В злополучном поезде ехал 22-летний племянник Ивана Тургенева: у писателя в этих местах была усадьба. "Умница, богатырь, на голову меня выше", говорил о парне Тургенев (его собственный рост был 192 см). Он долго не мог спать: "мерещились задыхающиеся в тине люди". Причиной Кукуевской трагедии назвали стечение обстоятельств. Из-за дождей переполнилась труба под насыпью. К тому же дорога в этом месте окружена трясиной. Она стала засасывать в себя трубу, а потом и все, что валилось с полотна. Наказали путевых обходчиков. Однако поговаривали, что настоящей причиной трагедии была коррупция. На дорожную стройку поставляли гнилые шпалы.
Коррупция и спина императора
Кукуевская катастрофа изучена. В ней не было признаков коррупции. Это было стихийное бедствие. Так считает заместитель директора Центрального музея железнодорожного транспорта РФ Людмила Ласточкина:
"Московско-Курскую железную дорогу строили инженеры путей сообщения. Работы вел на собственные деньги Петр Губонин. Благодаря ему построили еще четыре дороги, в том числе в Крыму и на Урале. Но история безопасности всегда связана с авариями. Первая произошла в 1840 году: на Царскосельской железной дороге столкнулись паровозы "Лес" и "Богатырь".
Портрет императора Александра III
Как напомнила Людмила Ласточкина, коррупционную составляющую обнаружили в другом происшествии – через шесть лет после кукуевского случая. Некий подрядчик Поляков строил Курско-Азовскую дорогу. И там действительно были хищения. В итоге 17 октября 1888 года на участке дороги под Харьковом потерпел крушение императорский поезд. Главный удар пришелся на вагон, в котором ехал Александр III со своей семьей. Всех спасло чудо и богатырская сила Александра. Он подставил спину, когда сорвалась массивная крыша вагона, и держал этот вес на себе, пока те, кто упали на пол, не выбрались через проем.
Автор Ольга Бугрова
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх