На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь сегодня

13 980 подписчиков

«Междуморье» – мертворожденная имперская идея

Варшава выразила официальные « удивление, разочарование и озабоченность» из-за заявления президента Белоруссии Александра Лукашенко о том, что Польша хочет «присвоить» Гродненскую область. Об этом замглавы МИД Польши Марчин Пшидаш заявил белорусскому послу Владимиру Чушеву.

«Я проинформировал посла, что в Польше решительно отвергают такие обвинения. Я заявил Чушеву, что мы удивлены, разочарованы и озабочены особенно тем, что эти слова исходили из уст самого президента Лукашенко», – заявил главный польский дипломат.

Чуть раньше президент РБ Александр Лукашенко объявил о притязаниях соседней страны на белорусскую территорию.

«Вы видите эти заявления о том, что если Белоруссия распадется, то Гродненская область отойдет Польше. Они об этом уже в открытую говорят, спят и видят. Ничего у них в этом плане не получится, это я знаю определенно», – отметил Лукашенко.

Хотя Варшава пытается изобразить оскорбленную невинность, все основания для такого заявления у лидера Белоруссии имеются. В Польше реваншисты, грезящие о возврате «Восточных кресов» (территории Западных Украины и Белоруссии, а также части Литвы) пользуются поддержкой властей и общественности. Варшава выступила в качестве главного спонсора и организатора нынешнего мятежа, а в массовых беспорядках в Гродно главную скрипку играет именно польская диаспора, открыто заявляя, что свержение Лукашенко станет шагом к возрождению «Великой Польши»

Польский политолог Матеуш Пискорский, экс-депутат Сейма, а ныне диссидент, заявил о готовности Варшавы начать аннексию Гродно и Бреста, для чего ей необходим распад Беларуси и санкция Вашингтона.

Причем аппетиты Варшавы не ограничиваются белорусскими областями. Фразу про французских роялистов, которые «ничего не забыли и ничему не научились», можно в полной мере отнести к польским националистам, которые не могут забыть, что четыре с половиной столетия назад Польша была «почти что империей» и играла одну из ведущих ролей в европейской политике. В недоимперию Польшу превратила заключенная в 1569 году с Великим княжеством Литовским так называемая Люблинская уния, которая объединила два государства в одно единое – Речь Посполитую.

О возрождении этого образования в Польше грезили всегда – даже когда она полностью утрачивала государственность. Но сегодня, в силу распада СССР, мощной поддержки США и нестабильности на Украине, фантомные боли польских реваншистов стали нестерпимыми. Последним шагом в направлении «Междуморья» (политически нейтральный эвфемизм Речи Посполитой) было создание «Любинского треугольника» с Литвой и Украиной. Новая организация, по словам министров трех стран, заключивших соглашение, будет решать политические, экономические и гуманитарные вопросы. Комментаторы в один голос заявляют, что историческая ассоциация не случайна и речь идет о «закладном камне» будущей конфедерации, к которой непременно должна присоединиться Беларусь.

Между прочим, любопытное в этом контексте заявление сделала Светлана Тихановская. В интервью «Deutsche Welle» она напомнила, что некогда Беларусь и Литва входили в одно государство и потому особо близки друг другу.

«Мы были некогда составными частями одной мощной державы, но я сейчас говорю не о Советском Союзе, а о Великом княжестве Литовском. Поэтому литовцы, белорусы и другие народы близлежащих стран чувствуют свою историческую общность друг с другом», - заявила пани главный оппозиционер. Как говориться, что у глав МИД «Люблинского треугольника» на уме, у Тихановской на языке.

Любопытно, что и украинский политолог Вадим Карасев на днях заявил, что от выбора Беларуси зависит конечный расклад в Восточной Европе. Несомненно, он имел в виду в том числе и дальнейшую судьбу «Междуморья».

Впрочем, вне зависимости от того, кто возьмет вверх в Беларуси, законная власть, или путчисты, польский «имперский» проект можно признать мертворожденным. Дело в том, что ничего по-настоящему притягательного Варшава, претендующая на доминирующую роль, предложить другим членам создаваемой конфедерации не может ни в экономическом, ни в культурном, ни в военном плане. Более того, она намерена решать все свои проблемы за их счет. Тот факт, что Киев и Вильнюс вообще подписались на участие в этой польской затее, объясняется просто – руководство этих стран было попросту подкуплено. Но при этом они даже не рискуют открыто обозначить перед своими согражданами свои планы. И это понятно – большинство литовцев и украинцев относятся к полякам, мягко говоря, прохладно. И для этого есть все основания – еще живы люди, которые помнят «пацификацию» и «полонизацию восточных кресов».

Но и это не все. Этот проект, поддерживаемый Вашингтоном, вызовет максимальное противодействие Брюсселя. Поляки всерьез надеются, что «Междуморье» превратит их в ведущую страну Евросоюза. Но ни немцы, ни французы, ни другие страны «Старой Европы» не будут в восторге от такой перспективы. Да и некоторые «младоевропейцы» (например Чехия и Венгрия) не согласятся с польским доминированием. То есть дальнейшие шаги по продвижению «Междуморья» встретят все более усиливающиеся сопротивление со стороны ядра ЕС, противостоять которому поляки не смогут.

К этому можно прибавить, что усиление российского влияния в Беларуси в случае подавления мятежа превратит республику в клин, рассекающий еще не реанимированную «Речь Посполитую».

Сегодня у Польши нет ни ресурсов, ни возможностей для реализации собственного геополитического проекта, но вот для провоцирования эскалации напряженности на континенте у нее сил вполне достаточно.

Борис Джерелиевский

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх