На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь сегодня

13 980 подписчиков

Зачем монголы били шаманов по голове женскими штанами

Зачем монгольскому воину нужны были женские штаны? Ответ на этот вопрос вас удивит: чтобы убить шамана. Без женских штанов в Монголии это было невозможно.

Это поверье и сейчас существует на севере Монголии близ озера Хубсугул – младшего брата Байкала. Здесь проживают халхинские монголы, буряты и дархаты – тюрское племя. Верования, которое исповедуют обитатели здешних степей – это ламаизм с вкраплениями тенгрзма и шаманизма.

Легенда о Дзунуг-хайрхане

Легенда о странном использовании женских штанов повествует следующее: много лет назад на Хубсугуле жил могущественный шаман Дзунуг-хайрхан. Он был настолько могуч, что умел летать. Враги пытались убить его разными способами: они топили его в озере, сжигали на костре, расстреливали из луков, но шаман все равно оказывался цел и невредим.

Однако враги добились того, что он утратил способность летать. Без этого шаман затосковал и решил отправиться к праотцам. Он просил земляков убить его, но те относились к нему с таким трепетом, что отказывались помогать.

Тогда шаман раздобыл рыжую собаку и рассказал одному из земляков, как его можно убить: для этого следовало убить собаку, обернуть голову шамана ее нутряным салом, а затем взять штаны женщины, у которой еще не было детей, и три раза ударить ими шамана по голове. После чего следовало отнести его тело к подножью горы Тэн-гису.

И если использование в таком ритуале собачьего жира можно оправдать культом собаки, как проводника в страну мертвых, который существовал у шаманистов Восточной Сибири и Дальнего Востока, то способ такого «особого» применения женских штанов может поставить в тупик.

«Нечистота» и сила женщины

Но разгадка проста и заключается в представлении о ритуальной «нечистоте» женщины в «особые» дни и сразу после родов, и о том, что её кровь несёт в себе такую мощную сакральную силу, что способна убивать не только шаманов, но и обычных людей.

С этим представлением связано множество поверий, которые существуют не только у монголов или у бурят, но распространены и у орочей (Дальний Восток), в Маньчжурии, у нганасанов (Таймыр), у чукчей, у аляскинских теленгитов, у американских индейцев павиоцо, – об этом пишет этнограф из Тюмени А. С Архипова в статье «Как убить шамана?»

Поэтому одежду для шаманов шили только девочки и пожилые женщины, фертильные женщины к этому не допускались.

С «нечистой» кровью женщины и с её послеродовой кровью связывают множество ритуалов, которыми еще не вошедшие в силу шаманы старались избавиться от зова бесов (духов). У многих народов шаманство не считалось привилегией – это было настоящее проклятье, тяжелое состояние одержимости, которого многие хотели избежать во что бы то ни стало.

Поэтому люди прибегали к различным ухищрениям, в том числе использовали менструальную кровь женщин – жен, сестер или матерей.

В Южной Сибири молодого мужчину ограждали от злых духов, накрывая его женскими штанами, укладывая его спать под кроватью, на которой спит женщина или оставляя его на ночь в подполье дома, где живут женщины.

В Горном Алтае существовал обычай лишать злого шамана силы: его бросали на землю, а женщина переступала через его голову.

На Таймыре верили, что женскими штанами можно убить любого человека – надо только положить их ему на голову, когда он спит. Сначала у него начнет болеть голова, а потом он умрет.

На Вилюе якуты считали, что избавиться от «зова духов» неиницированный шаман может коснувшись пальцами ребер умершей женщины в тот момент, когда ее омывают.

У чукчей, чтобы избавить юношу от досаждающих чертей, брали стебли травы, на которых рожала женщина, и терли этими стеблями ему голову, – об этом пишет этнограф Владимир Германович Богораз. После такой процедуры чукча навсегда возвращался к обычной жизни.

Кроме этого, чукчи говорили, что женщина-шаманка долгое после родов время не может камлать. А шаманка Телпун рассказала этнографу, что однажды свекровь, желая ей зла, подмешала ей в питье послеродовой жидкости собаки, и сила, благодаря которой Телпун общалась с духами, надолго её покинула. Чукотский шаман Коравг, не желая нести бремя камлания, этой же жидкостью натирал своё тело.

У бурят, живущих по реке Ангаре, существовало множество запретов для шамана, который собирается пройти обряд инициации – он не должен был приближаться к женщинам, у которых «критические» дни, есть с ними за одним столом или принимать от семей, где есть такие женщины, подарки.

Среди эскимосов Аляски есть легенда о великом шамане, который долгое время не хотел быть шаманом и поэтому прятался от духов в чумах, где жили женщины. Правда, ему это почему-то не помогло – духи сами вытащили его из чума и заставили стать шаманом.

Обошлись без женщины

У американских индейцев женщина в критические дни считается опасной для охотников – она может отпугнуть духов-покровителей. Но существуют и противоположные поверья – что кровь женщины настолько сильна, что может спасти от злых духов целые поселения. А девственница в «эти» дни даже способна противостоять злым демонам, которые приходят воровать младенцев.

Возвращаясь к монгольским поверьям, можно вспомнить, что даже сильные шаманы не могли найти украденный предмет, стоило его завернуть во все те же женские штаны.А заворачивание головы злого колдуна в «поганый» войлок, то есть в войлок, на котором спала женщина, должно было предотвратить оживление колдуна или вселение в его мертвое тело злого духа.

Штаны, как атрибут особой женской силы или магии, дарили в Монголии роженицам. Кроме штанов ей преподносили сплетенные жилы или скрученные шерстяные нитки.

Что же касается великого монгольского шамана Дзунуг-хайрхана, то дело закончилось тем, что местные жители штаны шаману так не дали, и ему пришлось воспользоваться для самоубийства новыми штанами, которые почему-то подействовали точно так же как и ношеные.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх