На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь сегодня

13 980 подписчиков

Михаил Ходорковский: «Интересы режима Путина и интересы России — не одно и то же»

«Великобритании стоит подумать, что будет после Путина прямо сейчас, а не в момент его падения». Михаил Ходорковский — о России и ее правящем режиме в письме в британский парламент. На русском языке публикуется впервые

В ближайшее время должен быть обнародован доклад Специального комитета по международным делам палаты общин об отношениях Великобритании и России. В рамках подготовки доклада об отношениях Великобритании и России с декабря 2015 года до конца января 2016-го комитет по международным делам собирал свидетельства о состоянии дел в России от российских и зарубежных политических и общественных деятелей для более глубокого понимания ситуации и формирования политики Великобритании по отношению к России. В число свидетельство вошло и письмо от Михаила Ходорковского, отправленное в парламент 29 января 2016 года. В аналогичном докладе, разработанном комитетом по обороне, британский парламент призвал Евросоюз расширить санкции в отношении российских представителей властных структур.

Документ, представленный Михаилом Ходорковским и движением Открытая Россия в помощь исследованию отношений Британии и России, ведущемуся Специальным комитетом палаты общин по международным делам

1. ВВЕДЕНИЕ

Я представляю комитету свидетельства, потому что убежден в том, что мое знание нынешней российской власти и ее внутренних механизмов, а также мой личный опыт в результате преследования этой властью может дать представление о существующем режиме и подсказать, как наладить отношения между Россией и Великобританией.

2. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

2.1. Как российский гражданин, ныне живущий в Великобритании и руководящий из этой страны деятельностью движения Открытая Россия, я хотел бы подчеркнуть следующее:

2.2. Многие западные демократии совершают ошибку, путая правительство Владимира Путина и его окружение с российским народом в целом. Интересы путинского режима и его окружения и национальные интересы России — это не одно и то же. 
2.3. При выработке политики вашей страны по отношению к России важно понимать, что жесткая и узкая вертикальная структура путинской власти по своей природе нестабильна и, в принципе, может рухнуть в любой момент.

Более того, в ней нет системы сдерживания волюнтаристских решений Путина, у которого усилилась эмоциональная составляющая принятия решений. Никаких гарантий стабильности договоров и отношений в этой системе нет, и правительство Великобритании должно быть к этому готово.

2.4. Больше нельзя принимать Россию такой, какой она является сегодня, и выстраивать политику, ориентируясь исключительно на нынешний режим. 
Нужно уже сейчас внимательно смотреть в будущее России и выстраивать нормальные долгосрочные контакты, соответствующие тому типу отношений, который хотело бы видеть британское правительство, для чего необходимо вести активный диалог с гражданским обществом и молодыми россиянами (20 – 40 лет).

Они представляют будущее постпутинской России, и в связи с этим вероятность коренной смены элиты после падения нынешнего режима очень высока.

2.5. До тех пор пока нынешний режим остается у власти и продолжает вести авторитарную политику, британское правительство должно быть готово к дальнейшей нестабильности в российско-британских отношениях и к ее неизбежным последствиям — в частности, к прибытию в страну еще большего числа политических диссидентов, что, с одной стороны, дает сильные позиции Великобритании в вопросе налаживания контактов и подчеркивает ее традиционную (уже на протяжении пяти веков) роль острова безопасности при смене власти в России. С другой стороны, это осложняет взаимоотношения с нынешней российской властью.

2.6. Великобритания должна ставить свой моральный авторитет выше сомнительных краткосрочных экономических интересов, иная политика в конечном итоге нивелирует ее традиционно особое, значимое положение в системе сдержек и противовесов российской государственности.

3. О СЕБЕ

3.1. Я бывший глава нефтяной компании ЮКОС, которую я превратил в одну из крупнейших в постперестроечной России. Я давно начал поддерживать российскую оппозицию и в 2001 году основал движение Открытая Россия, призванное пропагандировать ценности гражданского общества и разрабатывать образовательные проекты для российской молодежи. В частности, по нашей инициативе был создан лицей-интернат «Кораллово» для детей из социально незащищенных слоев населения, который продолжает работать по сей день.

3.2. В начале 2000-х я подвергал критике авторитарные тенденции президента Путина и системную коррупцию. Я хотел, чтобы мне дали возможность руководить ЮКОСом как прозрачным независимым международным предприятием. В октябре 2003 года, после транслировавшейся по телевидению встречи с Путиным, во время которой я подверг критике его политику, я был арестован и обвинен в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Я активно оспаривал эти обвинения, которые я, как и многие независимые комментаторы, называл политически мотивированными. В 2011 году организация Amnesty International признала меня «узником совести». Всю информацию об этом деле и обстоятельствах моего десятилетнего тюремного заключения можно найти в интернете, а также в письменном свидетельстве, направленном в 2012 году моим сыном Павлом Ходорковским в британский парламент.

4. ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ

4.1. В декабре 2013 года я был помилован президентом Путиным в рамках общей амнистии политических заключенных в связи с предстояшей тогда в Сочи Зимней Олимпиадой.

4.2. С момента выхода на свободу я продолжаю мою давнюю кампанию за альтернативную, либеральную, демократическую Россию, публично выступаю и пишу о той России, которую я хотел бы видеть. Я также активно встречаюсь с западными политиками, учеными и обозревателями, которые следят за событиями в России — не только чтобы донести до них мои взгляды, но и чтобы вместе с ними обсудить, каким образом можно достичь целей, которые я считаю нашими общими. Я бы сформулировал эти цели следующим образом: 
«Наша цель — показать людям как в России, так и за ее пределами, что существует другая модель развития нашей страны, открытой миру, а не изолированной.

Что необходимо сейчас, так это «горизонтальный» союз множества небольших групп гражданского общества, которые составляют его ткань. Только таким новым, открытым и современным способом можно добиться перемен к лучшему.

Мы стремимся сделать так, чтобы когда режим рухнет, в России были политические силы, понятные обществу и признанные им, которые удержат страну от повторения все тех же ошибок. Нам нужны политические силы, которые будут действовать по четкому плану и направят страну на рельсы здорового демократического развития, подкрепленного принципами правового государства, разделением властей и справедливыми выборами».

4.3. С этой целью я возродил движение Открытая Россия в 2014 году.

Нашими задачами являются установление диалога между Россией и остальным миром, пропаганда универсальных ценностей демократического государства, а также разработка альтернативного видения России как сильного справедливого государства с эффективными институциями, государства, неукоснительно соблюдающего права человека, гарантирующего свободные выборы и верховенство права, государства с высоким уровнем жизни, обеспеченным динамичной, диверсифицированной и устойчивой экономикой.

4.4. Открытая Россия сосредоточила свою энергию на следующих моментах: образовании — с помощью нашего проекта «Открытый университет»; на наблюдении за выборами — посредством проекта «Открытые выборы», который жизненно важен в свете предстоящих парламентских выборов в сентябре 2016 года и президентских в 2018-м; в области прав человека — проект «Правозащита»; в области СМИ — на основе наших русско— и англоязычных платформ. Все вместе это выражает мою веру в возможность мирных перемен в России в лучшую сторону. Это альтернативное видение нужно подпитывать и развивать в сотрудничестве с людьми, которые разделяют наши цели, с людьми, которые, вполне возможно, будут управлять постпутинской Россией.

5. РОССИЯ ПРИ ВЛАДИМИРЕ ПУТИНЕ

5.1. Многие комментаторы, как в России, так и за ее пределами, истратили километры бумаги и множество эфирного времени, в деталях описывая путинский произвол в России. Нет нужды повторять все это здесь. Упомяну только самое негативное: зажим независимых СМИ, повсеместная коррупция (как было показано в недавней передаче BBC «Панорама»), манипуляции с результатами выборов, бешеная атака на гражданское общество, отсутствие независимых судов, ликвидация политических противников, подчас на территории иностранных государств… К этому каталогу авторитарных политических приемов я бы еще добавил отсутствие реформ в экономике с тем, чтобы она менее зависела от нефти и газа, — политика, разрушительные результаты которой очевидны сейчас, когда нефть стоит около $30 за баррель.

5.2. Многие осведомлены о высоком рейтинге президента Путина в России, и, к сожалению, существует тенденция отождествлять этот рейтинг со всенародной поддержкой путинского режима. Это свидетельствует, как мне кажется, об ошибочной оценке сложностей российского общества, которое невозможно аккуратно разделить на те самые 86%, которые якобы поддерживают президента Путина, и остальные 14%, представляющие «либеральную оппозицию».

5.3. Но еще более важной представляется другая тенденция, которую я наблюдаю в западных политических кругах: если, мол, россияне так довольны статус-кво, то кто мы такие здесь, на Западе, чтобы стремиться к переменам в России? Я бы на это возразил, что статус-кво никому не приносит блага (кроме путинского режима). К тому же статус-кво на поверку оказывается вовсе не таким. Достаточно оглянуться на Советский Союз в 1991 году, внешне такой непоколебимый, или вспомнить, как быстро пала Берлинская стена. 
Из недавних событий настоящими потрясениями стали аннексия Крыма и военная авантюра в Сирии. Весь Запад был потрясен, потому что вы недопонимали настоящий характер путинской России.

5.4. Великобритании следует подумать, что будет после Путина, прямо сейчас, а не в момент его падения, который, безусловно, наступит. Запад не должен повторять свои прежние ошибки периода, когда он был еще не осведомлен о возможности постсоветской альтернативы и совсем не был к ней готов. Глядя на путинскую Россию, можно утверждать, что эта неподготовленность заложила основу, но не для либеральной демократии, на которую так надеялся Запад и которая действительно существовала короткое время, а для для чего-то диаметрально ей противоположного — режима, который все больше напоминает советский, хотя и выдает себя за демократический.

5.5. Таким образом, нам следует подумать о том, как могла бы выглядеть Россия, если бы британское правительство сотрудничало с молодыми российскими политиками и оппозиционными активистами, способствуя возникновению другой России, более сильной экономически и менее агрессивной во внешней политике.

6. НЫНЕШНИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ С РОССИЕЙ

6.1. Я пишу эти строки всего через несколько дней после публикации отчета по итогам дознания об убийстве Литвиненко. Этот отчет подтверждает мою уверенность — и я убежден, что многие ее разделяют, — что отношения Великобритании и России неудовлетворительны, что на них следует обратить большее внимание и что продолжение политики «бизнес как обычно» не улучшит этих отношений.

6.2. Оглядываясь назад — при том, что и прежде хватало комментаторов и критиков, описывавших ситуацию в точности так, как они ее видели, — можно утверждать, что Великобритания сквозь пальцы смотрела на путинский произвол в России, что она допустила усиление этого произвола и позволила экспортировать плоды коррупции (тем самым подрывая свой моральный авторитет), что она не сумела сколько-нибудь серьезно удержать путинский режим от международных нарушений и что такая политика умиротворения привела нас прямиком к неудовлетворительной ситуации, характеризующей сегодняшние отношения Великобритании с Россией.

6.3. Как бы ни оценивать политику в отношении России, которой Великобритания придерживается 15 лет, пока Путин находится у власти, в итоге лишь немногие британцы — и из числа руководителей страны, и из рядовых граждан — довольны сложившейся ситуацией. Однако такая политика дает возможность Путину и его коррумпированной клептократии оставаться у власти и считать, что они еще долго будут ее удерживать. Хотелось бы верить, что британское правительство не желает, чтобы так продолжалось. Поэтому я искренне убежден, что Великобритания должна не только рассматривать данную ситуацию, но и активно планировать то будущее России, которое она хотела бы видеть. 
6.4. Великобритании нужно проявлять нетерпимость к любым нечестно добытым деньгам путинского режима, не опасаясь, что это каким-то образом огорчит россиян.

Как я уже говорил, нет прямого тождества между коррумпированными интересами российского режима и национальными интересами России. Напротив, если твердо дать понять Кремлю, что нельзя больше использовать Великобританию, как депозитный сейф, это повысит ее статус в глазах российской общественности.

7. БУДУЩИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ С РОССИЕЙ

7.1. Я убежден, что в 2016 году — в предверии президентских выборов 2018 года — отношения Великобритании с Россией достигли критической точки и что эта ситуация одновременно представляет опасность и предоставляет некоторую возможность.

7.2. Мы имеем два варианта возможных отношений Великобритании с Россией. 
7.3. Великобритания может избрать политику «бизнес как обычно», которая может привести к ситуации гораздо худшей, чем та, что была до сих пор.

Эта политика пассивно принимает экономически слабую Россию с ее все более авторитарным режимом, который приводит к внутренним разногласиям (недавняя забастовка дальнобойщиков и все более частые демонстрации граждан, которые однако же не получают огласки в СМИ, — предвестники того, что еще предстоит), и сохраняет нестабильность в международных отношениях.

7.4. Эта пассивная политика повлечет весьма ощутимые последствия для Великобритании: прибытие в страну политических диссидентов (надеюсь, британское правительство не отвернется от этих людей, являющихся представителями будущего России, — они прибывают вместе со своей верой в ценности, составляющие саму материю Великобритании); еще более жесткую риторику и политические, экономические и культурные конфликты, развивающиеся по спирали. Я надеюсь, я убежден, что британское правительство больше не намерено мириться с этими совершенно реальными и губительными последствиями.

7.5. Второй вариант — это более активная политика, которая больше сообразуется с той Россией, которую мы все хотели бы видеть и для которой мы должны сделать все, что в наших силах, а это означает необходимость вступить в диалог с теми сегментами российского общества, которые обладают альтернативным видением страны.

8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая слабость России, хрупкость вертикали ее власти и все более авторитарная и непредсказуемая политика путинского режима представляют угрозу Великобритании, угрозу, усугубляемую британской политикой «бизнес как обычно». В интересах Великобритании уверенно действовать в отношении России и думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне.

Михаил Ходорковский 
29 января 2016 года

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх