На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь сегодня

13 980 подписчиков

У кого челнок больше: как американцы и русские пугали друг друга

Шли дожди. Кровля потекла. На ней лежали тонны рубероида и керамзита. Отяжелев от влаги, груз рухнул с высоты 70 метров. 12 мая 2002 года в монтажно-испытательном корпусе на космодроме Байконур был уничтожен легендарный "Буран".

Под разрушенной крышей погибли 8 ремонтников. "Буран" не подлежал восстановлению. Это был орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы. Тот, который впервые в мире совершил два витка вокруг Земли и сел в полностью автоматическом режиме!
205 минут славы
"Буран", как и его ракета-носитель "Энергия", был очередным "продуктом" советско-американской космической гонки. К его созданию привлекли два НПО, 70 министерств и полторы тысячи предприятий. Так или иначе, над системой "Энергия – Буран" работали более 3 млн человек. Единственный полет "Бурана" на "Энергии" в космос состоялся 15 ноября 1988 года. Пуск прошел идеально, несмотря на туман и штормовой ветер. Через 205 мин "Буран" приземлился так плавно, что тормозной парашют сработал тогда, когда фактически уже не требовался. Это был новый триумф советской космонавтики. Второй полет назначили на 1990-й год. Но уже в 1991-м из-за перемен в стране программу стали сворачивать. "Буран" загнали в корпус № 112 – оставили на Байконуре до лучших времен. Их он не дождался…
Ракетно-космическая система "Энергия", в состав которой входят ракета-носитель и корабль многоразового использования "Буран"
Лучшее – враг хорошего
Первоначально "Буран" задумывался как аналог американского космического челнока, шаттла. То есть ракеты-носителя, у которой все ступени – возвращаемые, а уничтожается только водородно-кислородный бак. При этом в СССР велись и собственные разработки многоразовых крылатых космических систем. Рассказывает академик Российской академии космонавтики Игорь Маринин:
"В СССР решили создать супер-ракету грузоподъемностью 100 тонн (ее назвали "Энергией") и посадить на нее крылатый аппарат, который являлся не ступенью, а полезной нагрузкой: "Буран". Он позволял в своем трюме вывозить на орбиту более 20 тонн и возвращать около 14 тонн. Такую грузоподъемность сделали по инициативе военных. Ходили слухи – думаю, их распространяли сами американцы, – будто бы шаттлы могут заныривать в атмосферу, бросать ядерные бомбы над целью и уходить обратно на орбиту. На самом деле это ерунда, такой возможности у шаттла не было. Но как аргумент для тех, кто принимал в СССР решения, слух сыграл свою роль".
Космический челнок Atlantis
В США делали большую ставку на программу "Космический челнок". Как напомнил Игорь Маринин, там полагали, что четыре "челнока" заменят все другие ракеты-носители. После катастрофы с шаттлом "Челенджер" в 1986 году американцы приостановили программу, позднее вернулись к разработке одноразовых ракет, но успели отстать в этой области. И это та причина, по которой США покупают в России ракетные двигатели.
Автор Ольга Бугрова, 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх