На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь сегодня

13 979 подписчиков

Грех: уже рядом, уже у порога?

«Умирающий Авель», Джованни Дюпре (1817—1882гг.), время создания 1844г.

«Мария, послушайте! Братья часто ненавидят друг друга, и сёстры, но это не значит, что убивают друг друга! Так зачем нам эти исторические побасенки про Каина и Авеля?». Доктор Хаос

И вам, Доктор Хаос, здравствуйте! Будем искать ответ на ваш вопрос вместе. Горделивая самоуверенность в своей безгрешности, перерастающая в сжигающую душу зависть, нежелание сделать добро, приводящее к коварному убийству, запоздалое раскаяние, неспособное остановить родовое проклятие, постоянная дрожь, страх, ужас от осознания того, что же ты наделал, и вечная печать, отметина на челе совершившего смертный грех.

Библейская история двух братьев - Каина и Авеля - не только о том, как «глас крови брата вопиет к небу об отмщении», но и про механизм зарождения греха в наших сердцах.

Древний сюжет, который так бы и остался в далеком-далеком прошлом, погребенный пылью тысячелетий, если бы не одно «но»: этот путь - от обычной, заурядной, всем знакомой мыслишки: «У меня все в порядке! Я - чист!» до непоправимой трагедии - грех готов пройти в сердце каждого из нас. Потому да будем бдительны!

Да вчитаемся повнимательнее в священный текст! Библия, Книга Бытия, глава 4.

После грехопадения и изгнания из рая Адам познал Еву, жену свою, и она зачала и родила Каина. И сказала: «Приобрела я человека от Господа». Имя Каин как раз и означает «приобретение». Скорее всего Ева посчитала, что ее первенец - это дар Божий, она надеялась, что Каин и станет тем, кто сумеет сокрушить власть дьявола: помните, как после грехопадения Бог пообещал, что появится от «семени жены» Тот, Кто поразит в голову змия-искусителя? Ева-то, конечно, эти слова обетования не могла забыть, и в Каине были сосредоточены все ее упования на возвращение к прежней жизни в Эдемском саду. А вот на второго сына - на Авеля таких надежд она не возлагала. Потому и назвала его Авель, что по-древнееврейски означает «пар, дуновение ветра, или ...ничто, тщета». Возможно, Каин с самого начала не оправдал ожиданий матери - так бывает! - и по поводу Авеля решили иллюзий уже не строить.

И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Однажды два брата - Каин и Авель решили принести Господу жертву. Каин принес от плодов земли дар Господу, а Авель - овец из своего стада, лучших овец. Понятно, что Бог не нуждается ни в плодах, ни в овцах, даже самых лучших. Так же, как не нуждается Он в том, чтобы мы в пост приносили Ему свою жертву - не ели мясного, воздерживались от молочного.

Смысл жертвы, принесенной Господу в том, что наше сердце, осознавая и свою греховность, и свою неразрывную связь с Творцом, демонстрирует это на вещественном уровне - ведь мы сами вполне себе материальны. Это нам, а не Богу, нужны и отменные плоды, и тонкорунные овцы, и мясо, и молоко, и много еще чего, но мы из любви к Господу отрываем насущное от себя. Отдавая лучшее, а не по принципу: «На тебе, Боже, что нам не гоже!»

Каин не заморачивался над выбором: что же самое дорогое, обделив себя, он сможет преподнести Богу.

Нет, он отдал, как отметился. И, оказывается, с Богом так нельзя. Неискренность, фальшь в отношениях со Всевидящим не проходят. Не в том смысле - ни в коем случае! - что Господь этого не прощает. Нет, Он Всемилостив, и мы в этом еще убедимся. А в том смысле, что червячок самонадеянности: «Чего суетиться-то, у меня и так все путем!», слишком быстро превращается в змия-губителя.

Качество жертвы и небрежность, с которой Каин ее принес, свидетельствовали: он не считал, что отношения с Богом стоят особенного внимания и усилий. Не знаю, нам ли в этом Каина осуждать.

И сказано, что принял Господь дар Авеля, а дар Каина - нет. Во-первых, это право Господа: принимать жертву или не принимать. А во-вторых, жертва Богу - дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное. А этого-то Каин и не преподнес. Потому-то дым от жертвенника, на котором сжигалось подношение Авеля, поднялся столбом вверх, а от жертвенника Каина - полз по земле.

Так и с молитвой: если она искренна, полна горячей веры, то прямиком возносится в небо. Если мы молимся, будто договариваемся, по принципу: «Я сделаю Тебе, но и Ты помоги мне», - стелется по земле.

И увидев, что жертва брата принята, а его нет, огорчился Каин и поникло лицо его. Вот и мы часто, делая что-то для Бога или даже для ближних, ждем за это награды. И если ее не получаем, становимся печальны и раздосадованы - так выясняется, ради чего были наши усилия: ради поощрения или ради самой радости быть сопричастными добру и Богу.

И явился Господь Каину: удивительно, Бог явился не Авелю - праведнику с чистым, открытым сердцем, а его брату, в сердце которого уже закралась зависть, лицо исказила злоба. Да, Господь явился грешнику - чтобы остановить, вразумить: Бог ведь приходит спасти не праведников, грешников. И сказал Он Каину: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, разве ты не поднимаешь к небу лица твоего? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Всеведущий Бог дает возможность Каину, в сердце которого уже поселилась зависть, увидеть, что же с ним происходит! Остановиться, покаяться!

И тут мы слышим от Господа один из важнейших законов духовной жизни: «Если делаешь доброе, разве ты не поднимаешь к небу лица твоего - разве душой ты уже не устремляешься ввысь, к Богу? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит - то есть, если ты уже не способен сделать добро с чистым сердцем, не формально, а искренне, это значит, что грех уже здесь, рядом, при дверях! Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним!» - предостерегает Господь.

Бесполезно, буквально следующая фраза Книги Бытия звучит так: «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Библия - обратите внимание! - не останавливается ни на коварстве вероломного Каина, ни на чистоте ничего не подозревающего Авеля, равно как и на подробностях самого братоубийства - первого убийства на земле. Эти детали не столь важны. Важен сам духовный закон, открытый для нас Господом:

«Если мы творим добро, значит, мы еще с Богом, если мы не способны на добрый поступок (вот уж где можно себя проверять, испытывать свое сердце!), значит, грех рядом, у порога нашей души. Но еще есть шанс, еще возможно остановиться! Он, грех, нас уже влечет, но нам подвластно господствовать над ним! И если мы себя на этом этапе не остановим, если не прислушаемся к голосу Бога, а наша совесть - это и есть голос Бога в нас, то финал будет страшен!»

Каин не способен искренне творить добро и его сердце становится вместилищем, которого ищет дьявол: таков объективный закон, фиксирующий, как человек отдает свое сердце - либо Богу, либо врагу рода человеческого. Зло влечет к себе, и если ты пассивен, если не в состоянии стать соработником Бога в делании добра, то, хочешь ли ты того, не хочешь, грех унесет тебя в адовы бездны. Кстати, зависть проворнее всех других наших страстишек, готова открыть врата нашей души дьяволу.

«Каин и Авель», Михаил Клодт (1835—1914гг.), время создания – вторая половина XIX века.

И еще. В Библии есть знаменательные слова: «Если приступаешь служить Богу, то приготовь душу твою к искушению». Это связано с действием греха, с действием сатаны. Если сделал доброе, значит, готовься к испытанию на то, ради чего ты это сделал - из любви ли? И насколько у тебя этой любви хватит. С другой стороны, если после какого-то хорошего дела следуют серьезные испытания, значит, ты действительно сделал что-то доброе.

Но вернемся к братоубийце Каину. И сказал Бог Каину: «Где Авель, брат твой?» - Господь дает Каину еще одну возможность одуматься, покаяться. Но что мы слышим в ответ? Дерзкое и не менее глупое: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» Как Адам после грехопадения пытался спрятаться от Всевидящего в кустах, так и Каин пытается Всезнающего обмануть: грех, укоренившийся в человеке, всегда начинает затмевать для несчастного Бога, и безумец уже не способен истинно воспринимать, слышать своего Творца. И тогда Господь возвышает свой глас. И сказал Господь: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли! И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей! И когда ты будешь возделывать землю, она не станет больше давать силы своей для тебя. Будешь ты изгнанником и скитальцем на земле!»

И вот тут-то раскаты Божьего гнева дошли до сердца братоубийцы Каина, и осознал он свою вину, и покаялся, и взмолился о пощаде.

«Исповедание достаточное, но не благовременное, - пишет святитель Иоанн Златоуст. И добавляет: - Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения».

Но время-то как раз и было упущено. Судите сами, грех всегда инструмент смерти: и физической, и духовной. Через грех смерть входит в наш мир, ведь Бог смерти не сотворил, Он создал людей бессмертными.

Авель был первым умершим на земле. Но и Каин - первый убийца, совершив страшное злодеяние, погубил свою душу. И если Адама и Еву за их преслушание Бог не проклинает, Он проклинает за них змия и землю, то на Каина Господь накладывает проклятие. Какое? Земля - опора человека в нашем мире, перестает быть твердыней надежности, говорят, она содрогалась, начинала ходить ходуном там, где ступал Каин. «Земля горит под ногами», - скажем мы о человеке преступном. И у такого есть лишь один шанс спастись - положить основанием своей жизни Небо. Сможет ли?

С уважением, Мария Городова

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх